понедельник, 21 ноября 2016
А давайте поговорим о дамах в ОКБ. В конце концов, были же и другие женские образы помимо Арабеллы. Их в общем-то не очень много и набросаны они весьма схематично. Но вот ведь что интересно...
читать дальше... почти ни к одной из них главный герой, то есть Питер Блад не относился с уважением. Я сейчас говорю о настоящем уважении к женщине, как к личности, а не обсуждении нравственности дам в мужской компании. Даже мисс Бишоп удостоилась лестных мыслей в свой адрес далеко не сразу. На протяжении и романа и хроник он характеризует встречающихся на пути женщин и порой не только про себя. К примеру, леди Корт он прямо заявляет:
"Кто вы? Неужели женщина? Клянусь, мадам, лондонские уличные девки и те выглядят более женственно!"
Ээээ...
даже в мыслях он не может быть грубым с женщиной, но на словах у него очень даже получается. Хорошо, леди Корт описана, как женщина, недостойная уважения, но таких отлупов не получала даже мадам Кулевэн, натворившая куда худших дел.
Возможно мы, как читатели, согласимся со словами Блада, потому что ту неприглядную ситуацию целиком спровоцировала сама дамочка, но он-то "рыцарь до идиотизма"! Кстати, меня всегда интересовало, почему Том Хагторп не позарился на неё и предпочёл гордо помирать на плантациях под кнутами надсмотрщиков. Леди Корт, конечно, та ещё стерва, но редкая красавица, о чём нам не устаёт напоминать автор. Ситуация, как не крути, унизительная, но если речь идёт об элементарном выживании, можно было бы и наступить на горло песне. Он же не рабыня Изаура, в конце-то концов! И вот интересно, чтобы было бы, если бы взгляд леди Корт в своё время остановился на Питере, а не на Томе. Чисто гипотетически, что выбрал бы Блад? Ведь он "бессовестно льстил и потакал" супруге губернатора.
Правда, были моменты, когда он приближался к более менее положительным оценкам.
"Взгляд Макартни был столь же пуст, как и его черепная коробка. Но тут неожиданно поднялась со стула супруга полковника — испуганная, молчаливая свидетельница всего происходящего. Эта дама была столь же высока и костлява, как её супруг. Климат тропиков состарил её до срока и иссушил её красоту. Однако, по счастью, подумал капитан Блад, он, по-видимому, не иссушил её мозги." Сомнительный, но комплимент. Если не придираться.
Он не пощадил даже даму сердца своего лучшего друга.
" Д'Ожерон, безусловно, прав, — заявил он. — Твой образ жизни, Джереми, не даёт тебе права обзаводиться семьёй. И это ещё не единственная причина, почему ты должен выкинуть такую вздорную идею из головы, — добавил он. — Другая причина в самой Люсьен: это очаровательное, соблазнительное дитя, но слишком легкомысленное и ветреное, чтобы обеспечить душевный покой супругу, который не всегда будет находиться возле неё и, следовательно, не сможет ни оградить её от опасности, ни остеречь. Этот малый, Тондёр, что ни день таскается в дом губернатора. А тебе, Джереми, не приходило в голову поинтересоваться, что его туда влечёт? А этот субтильный хлыщ, этот французик де Меркёр, почему он до сих пор торчит на Тортуге? И, поверь мне, есть ещё и другие, которые, как и ты, получают восхитительную усладу в обществе этой молодой особы, всегда готовой с охотой выслушивать любовные признания ... Не ты первый поцеловал нежные губки мадемуазель Люсьен и не ты последний будешь их целовать, даже если женишься на ней. Будь благодарен судьбе, что её папаша не на тебе остановил свой выбор. Хорошенькие девчонки, вроде этой Люсьен Д'Ожерон, существуют только для того, чтобы приносить беды и тревоги в мир."
Были ещё донья Леокадия и донья Эрнанда. Но они честно занимали свою нишу милых добрых и хорошеньких куриц, поэтому не вызвали никаких ядовитых реплик в свой адрес. Кто ещё? Сёстры Питт? Не будем о грустном. Мадлен? Тоже не блеснула, как мы помним.
В общем, "рыцарь до идиотизма" вполне мог бы при случае жизнь положить, защищая любую из упомянутых дам, но вот мнение о женской половине рода человеческого у него явно было не лицеприятным.
@темы:
Опросы,
Рассказы,
Книги
она родимая. И не только гербарии. Женщина, которой я не устаю восхищаться.
И вообще - всеж это дочь его друга ДОжерона)))
И это тоже. Девочка ему вроде как не чужая, к тому же юная совсем. Можно и пожурить по-отечески.
А кто на картинке?
про Мадлен - чтото не помню, чтобы он ее журил) впрочем, надо перечитать
какая у них с Бладом могла быть разница в возрасте? ему чуть за 30, ей может около18- 20
какое нафиг отеческое журение
Так он и к Джереми настолько покровительственно относился, что Тондёр его "папаша Блад" обозвал. А у них какая разница в возрасте?
та самая Амелия, героиня Министерства Времени, первая женщина, учившаяся в университете Испании
надо будет почитать.
новый испанский сериал, очень приятный. кстати
ну Джерри это Джерри
я про то, что для гипотетического брака это никакая не проблема. Буде Маэстро Сабатини задумал бы такое)))
Да-да! Присоединяюсь!
И по моему мнению, мисс Бишоп - вообще единственная женщина, которая удостоилась.
Вот если взять с самого начала ОКБ читать, то там как раз момент, где автор подчеркивает, что доктор Блад - человек "самодостаточный". А потом на примере мысленного диалога Блада с хмурыми сестрами Питт автор рассказывает, что доктору Бладу - глубоко пофиг на то, что о нем думают все окружающие леди и джентльмены вместе взятые.
Он снисходительно, по-докторски относится одинаково ко всем, независимо от возраста, звания, титула и пола - потому что жизнь его пошвыряла, множество иллюзий насчет "благородства", "чести" и "достоинства" развеяла.
Доктор Блад был ни разу не романтик - то есть не строил иллюзий насчет божественности и возвышенной благодатности женского внимания.
Собственно, мне кажется, что он так сильно запал на мисс Бишоп именно вопреки своим многолетним убеждениям и богатому жизненному опыту - потому что она поломала ему все выученные им светские или распутные шаблоны реакций женщин.
Это как если бы ребенок, уставший от механических игрушек, вдруг повстречал другого живого ребенка: самостоятельно мыслящего (а не действующего, как от него ожидают другие "плохо" или "хорошо"), осознающего свои чувства и реагирующего спонтанно, живо.
Сабатини не поставил рядом с Арабеллой другого женского образа, такого же яркого или даже ярче
но и она, имхо,.. требует большей проработки,
Мне нравится персонажи Питера Блада и Арабеллы Бишоп потому, что они обрисовываются не противопоставлением/соревнованием с другим персонажем, а реакцией и выбором героя в неких внешних обстоятельствах. Это делает обоих главных героев очень "размытыми" - потому что они реагируют по-разному даже на одних и тех же людей.
Между Арабеллой и ее дядей нет ни соперничества, ни противопоставления. Но ее поступки - обретают контраст на фоне его поступков.
Даже между Бладом и Бишопом - нет соперничества, но их поведение - это изучение каждым из них самого себя.
Вот помню было обсуждение (и фанфик), что Арабелла отдала все принесенные ею сладости раненым испанским морякам - в пику насмешливости Блада.
Но в конце ОКБ Блад говорит Арабелле, что "я не такой как Ваш дядя, я не буду личную вендетту строить на своем служебном положении" - Блад не противопоставляет себя лично - полковнику, но он соотносит свои действия с действиями полковника. Он не хочет быть похожим, потому что это очень легко и соблазнительно, на самом деле. Потому что у него немножечко действительно есть такой соблазн.
читать дальше
Из серии, выход есть всегда. Можно стать сволочью и сваливать все на обстоятельства, а можно остаться человеком и после всех кругов ада. ..
Может его из-за этого так и подкосило "вором и пиратом". Тяжко без тренировки-то. Не ожидал, что так больно будет чужое мнение услышать.
найти способ утешения в своих горестях. ОКБ - это нетипичный "люб
Справедливости ради это вообще не любовный роман. Сабатини приключения писал.
И о том, что "от тюрьмы и от сумы - не зарекайся", от "никогда не буду сволочью" - тоже.
А вот это уже очень нетипично для романтического произведения. Правила обязывают героев противостоять суровым внешним обстоятельствам. Внутренний конфликт - это уже к реализму. Может поэтому ОКБ так цепляет.
Можно. Но не человечески сложно. Я вот за себя не уверена.
но я немного о другом - мне кажется, немало персонажей в ОКБ дано как некие функции чтоли, для того чтобы проявить реакцию или часть личности Блада, и как раз большинство тех немногих женщин сюда и попадают, начиная от хмурых сестренок и заканчивая леди Корт.
опчть же дично для меня на этом фоне ( кроме Арабеллы) чуууть в стороне как раз и стоит Эрнанда и возможно мадам Кулевен? на счет последней не уверена, впрочем
Ну понятно что у всех писателей есть персы-функции, но в ОКБ я как-то сильнее это ощутила
Внешние обстоятельства.
Например, раненые испанцы - они не самостоятельные персонажи в ОКБ, они просто своим существованием определяют картину: как Блад ведет себя в этих обстоятельствах, как Арабелла повела себя и как полковник Бишоп себя проявил.
Я вот довольно долго размышляла: их ведь, вероятно, освободили испанцы дона Диего - а потом всех испанцев убили/казнили заодно...
Эти раненые - обычные "мимо-проходили": они не очерчены как персонажи, читатель ничего о них не знает и никогда не узнает.
И в той или иной мере каждый персонаж ОКБ - он вот такой, за исключением тех, о ком автор пишет так доверительно, что раскрывает читателю их мысли, выдавая их личное мнение и мысли: "дневник восхищенного Джереми Питта", "отеческое отношение Волверстона к Питеру Бладу".
Сколько таких персонажей, про кого Сабатини написал их реальные мысли?
Блад, лорд Сандерленд (автор дает описание его решения отправить бунтовщиков в Вест Индии), король Яков в ряде ситуаций (мы видим его не глазами Блада, а нам его описывает непосредственно автор), Джереми, Арабелла, Волверстон, лорд Джулиан.
Сразу навскидку не могу припомнить других: тех, за мысли которых поручился сам автор.
Большинство же персонажей (включая прочих женщин, кроме кратких эпизодов со сбежавшей Исабелитой и доньей Эрнандой) - мы видим их только в описании и отражении мыслей Питера Блада.
Они никогда не обретают своего собственного голоса в изложении автора - и читатель мало может судить об этих персонажах, когда они находятся вне поля зрения Блада.
читать дальше
ограничимся даже теми, кто действует, а не остается за кадром. Навскидку - это Арабелла, лорд Джулиан, Мадлен, Бишоп, Джереми, Волверстон, дон Диего, чуть дона Мигеля
Я плохо помню другие части, но Эрнанду и мадам Кулевен отметила, потому что они несколько выбились из первоначального стандартного впечатления, данного глазами Блада (те возникшего у него) хотя как раз у них тоже только внешнее описание.
зато какой простор для фанфикшена))))читать дальше
До сих пор не вспомнили еще об одной женщине. О той, по вине которой Блад попал в руки Каузака и Сэма ("Цена предательства") Сначала он заступился за нее в таверне, потом простил за предательство, когда понял, что она не знала о ловушке, и в конце дал ей денег, чтобы вырваться из беспросветного существования. Это отношение - оно какое?
ИМХО, он ей посочувствовал, как сочувствуют жертвам кораблекрушения. Помог чем-то. Но и излишнюю рыцарственность проявлять не стал, в Европу не повез))
А ведь кто она? Простите за прямоту, портовая... ммм... девица. А отнесся он к ней уж точно лучше, чем к леди Корт или мадам Кулевен. Об уважении вряд ли можно говорить, но посочувствовать капитан был способен, несмотря на социальное положение.
Nunziata, к Эрнанде он уважительно отнесся
вот ее я бы никак курицей не назвала
Согласна, никогда бы не стал он откровенничать, если бы не увидел в этой женщине что-то такое-эдакое, стойкость, с которой она выносила хамство супруга, и гордость, которая не позволяла ей на это хамство отвечать тем же.
Nunziata, не знаю, сочувствие - возможно, но не жалость, и уважение, особенно в тот момент когда оня прямо ему говорит что он лжет
Да, и такое нечасто ему - ЕМУ - говорили. Храбрая женщина - сказать незнакомцу, которого она подозревала (в обмане, подлоге, а может, и догадалось, кто он???), что он лжет. Неизвестно ведь, чем это разоблачение могло закончиться.
Наверное
It startled him to discover that the thought that he had incurred her anger gave him concern. It could not have been so yesterday. It became so only since he had been vouchsafed this revelation of her true nature. “Bad cess to it now, it serves me right. It seems I know nothing at all of human nature."
На русский перевели этот фрагмент не очень ясно - а ведь именно тогда Питер Блад признал, что он-то уже думал, что знает все о человеческой природе, а мисс Бишоп его убежденность поломала...
И, кстати, их следующая встреча очень примечательна: Питер Блад разыгрывает мощный флирт - в этом диалоге (в тексте ОКБ на английском языке) он выдает максимум эмоционального диапазона (против мисс Бишоп пущены все уловки его голоса, о котором автор написал: "Весь характер этого человека словно отражался в его голосе, то ласковом и обаятельном, когда нужно было кого-то уговаривать, то жёстком и звучащем, как команда, когда следовало кому-то внушать повиновение.", пожалуй за всю ОКБ: жалобно-умоляюще просит о прощении, стонет от разочарования, говорит с притворным смирением, подшучивает над ней, прикрываясь авторитетом врача - а в итоге мисс Бишоп приходит в бешенство и уходит.
После этого-то Блад и думает: то ли это он дурак (забыл, как улестить женщину, чтобы она перестала "дуться"), то ли это она - мегера.
Кстати, я вот подумала, что Арабелла дважды проявила себя неуязвимой перед голосом Питера Блада - и обаятельным (в этой сцене), и приказным (когда он скомандовал ей ехать из Бриджтауна, она опять же возмутилась и потребовала аргументы).
Справедливости ради это вообще не любовный роман. Сабатини приключения писал.
Сабатини писал. А мы, читатели, упиваемся всеми нюансами, которые вычитаем
Я считаю ОКБ - романом по художественной форме, с увлекательным развитием персонажей.
Насчет основного приключенческого аспекта ОКБ я не могу согласиться - поскольку приключения увлекают читателя - да!
Но главная суть произведения - жизнь и переживания человека, его решения, его попытки определить себя в человеческом обществе - это прописано не менее увлекательно и трогательно, чем его приключения в процессе поиска себя.
Внутренний конфликт - это уже к реализму. Может поэтому ОКБ так цепляет.
Меня - точно
а к женщине из "Цены предательства" - как раз тот случай, когда он верно опеределяет ситуацию (в отличии от ситуаций с мисс Бишоп где он почти всегда ошибается или ситуаций с приведенными мной дамами - где он тоже не все с первого глаза понимает)))) он же понял, ее обманули и опасности она не представляет Вот там как раз жалость с малость брезгливым оттенком. Ну, я так чувствую по-крайней мере. И далее действует по этакому алгоритму:
прикрикнул, чтобы даму в чувство привести, - выдал распоряжения - помог
И в продолжение темы поста: Блад привык манипулировать людьми: мужчинами и женщинами: своим самообладанием, компетентностью, харизмой.
Вот, кстати, донья Эрнанда и Исабелита - так же остались нечувствительными к интонациям Блада: обе крепко стояли на своих позициях, продолжали думать свой головой (хотя вот про Эрнанду Блад ведь речь при посторонних повел в атаку на нее: "ой, да ты просто забыла, как твой кузен выглядит" - и она смолчала только из-за мужа, а потом приперла Блада к стенке наедине: "Хватит мне мозги пудрить")
его надо точно с Амелией из Министерства скроссоверить)))По большому счету, в окружающей его обстановке и эпохе - Блад со своим самомнением не так уж и неправ. Его самомнение делает его таким снисходительным к слабостям других людей.
Что касается женщин, то в то время женщина была совершенно бесправна.
Вспомнить леди Корт - да, она доставала мужа, но для всех остальных людей его круга она была никем (может, потому она была так требовательна и жестока к слугам).
Вспомнить мадам де Кулевэн - она была намертво прикована к мужу, который пил и разорял все, что заполучал.
Нет, я не оправдываю этих женщин - но с ними действительно годами обращались унизительно и по-животному (я думаю, леди Корт не была избалованной - скорее ее пристальная жестокость выдает ее собственную неуверенность в своем положении, она ведь из семьи торговцев, выученная пресмыкаться перед аристократами - и вдруг сама ставшая аристократкой).
Я восхищаюсь женщинами, которые в то время смогли проявить себя самостоятельно - но их редкость показывает, насколько в целом тяжелая обстановка была для женщины одолеть такой путь.
Прессинг религии и мужского мировоззрения (в котором женщине отводилась подчиненная, а не самостоятельная роль) - они тогда давили в стократ тяжелее, чем сейчас.
И встреча-то с мисс Бишоп, которая по-домашнему начитана, но университетов не заканчивала - существенно подорвала самоуверенность Питера Блада в том, что он действительно ориентируется в мире.
А если бы он встретился с женщиной, которая еще умней и самостоятельней Арабеллы - слишком это ударило бы по его самооценке...
Или он ушел бы в глухую религиозную самозащиту "женщина должна быть женой и матерью в первую очередь".
Не вышло бы ничего хорошего, на мой взгляд...
На мой взгляд, Блад, со всеми его недостатками (вроде неуважения и легкого любопытства к людям в целом) - настолько чувствителен и разумен (практически - идеален с точки зрения женского восприятия), что балансирует на грани стать изгоем в обществе мужчин своей эпохи (его конфликт с Волверстоном во время запоя это отражает).
Он находится под прессингом "бегать с волками" и "дружить с овцами", и это непростое балансирование, которое отнимает много собственных душевных сил.
Я бы сказала, как раз полностью наоборот))) читать дальше
У меня этот роман тяжело читался, в отличие от ОКБ (мысли и эмоции Андре-Луи мне тяжело воспринимать - совсем его не чувствую). Может, я где-то довольствовалась своими предположениями, а не вникала в текст...
До сих пор не вспомнили еще об одной женщине. О той, по вине которой Блад попал в руки Каузака и Сэма ("Цена предательства") Сначала он заступился за нее в таверне, потом простил за предательство, когда понял, что она не знала о ловушке, и в конце дал ей денег, чтобы вырваться из беспросветного существования. Это отношение - оно какое?
ИМХО, он ей посочувствовал, как сочувствуют жертвам кораблекрушения. Помог чем-то. Но и излишнюю рыцарственность проявлять не стал, в Европу не повез))
А ведь кто она? Простите за прямоту, портовая... ммм... девица. А отнесся он к ней уж точно лучше, чем к леди Корт или мадам Кулевен. Об уважении вряд ли можно говорить, но посочувствовать капитан был способен, несмотря на социальное положение.
Nunziata, к Эрнанде он уважительно отнесся
вот ее я бы никак курицей не назвала
Согласна, никогда бы не стал он откровенничать, если бы не увидел в этой женщине что-то такое-эдакое, стойкость, с которой она выносила хамство супруга, и гордость, которая не позволяла ей на это хамство отвечать тем же.
Nunziata, не знаю, сочувствие - возможно, но не жалость, и уважение, особенно в тот момент когда оня прямо ему говорит что он лжет
Да, и такое нечасто ему - ЕМУ - говорили. Храбрая женщина - сказать незнакомцу, которого она подозревала (в обмане, подлоге, а может, и догадалось, кто он???), что он лжет. Неизвестно ведь, чем это разоблачение могло закончиться.