Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
00:51 

Ривароль-пират - нонсенс или обычное дело по тем временам?

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
А у меня снова вопрос (а может вопросы) к коллективному разуму) ну и желающим поделиться своей перспективой.
Одиссея капитана Блада поразительное произведение, вроде небольшое по объему и читанное перечитанное, но вот время от времени у меня возникают вопросы, которые просто ставят в тупик, потому что я не вижу, не понимаю логики действий персонажа...С первого тыка)
Ха-ха, начала с мыслью написать пару вопросов, а вылилось это все в небольшое размышление-исследование.
А вопросы были такие:
Неужели Блад был настолько наивен, чтобы посчитать, что барон де Ривароль не будет злоупотреблять своим положением...что это будет ну прям уж честная французская служба?
Почему Ривароль и его действия прикрытые высокими чинами оказались пиратскими по сути? Это был нонсенс или ну практика для чинов высшего разряда в те времена?
Почему вообще Блад отказался и дальше заниматься пиратством, вот прям наотрез?
Почему поступок Блада с принятием патента был ренегатством в глазах пиратов?
И еще...поражает какой потрясающей силой воли нужно обладать, чтобы вот так решить - не буду больше пиратствовать(причем абсолютно в одиночку) и следовать своему решению долгие месяцы, несмотря на огромное давление

Дальше много букв:
Кстати говоря, размышляя на эти темы я вижу, что для меня пожалуй это самое интересное в ОКБ...Я имею в виду духовные или моральные терзания Питера Блада, связанные с пиратством...
Вот было бы классно в экранизации, если бы это отразили...Не просто драйвовую кайму событий (битвы, поединки, кораблики, прекрасные девы и победы/поражения), а вот духовную составляющую личных выборов Блада...Вот это очень интересно, как по мне.
Структурно ОКБ можно поделить на 3 части:
история врача, ставшего рабом, несправедливо осужденного и сосланного на Карибы и то как ему удалось освободиться. Здесь Блад безусловно полностью положительный персонаж, невинно пострадавший от несправедливости и желающий как любой нормальный и при этом сильный и смелый человек выжить и быть свободным. Он безусловно харизматичен, смел, умен, благороден...это читается сразу, но он пока что скромный врач и джентльмен, в прошлом наемник и морской офицер
история джентльмена, ставшего пиратом и сильно преуспевшего на этом поприще. Ну здесь Блад уже не так положителен, он пират, он грабит, убивает, обогащается пусть и дисциплинировано и соблюдая некоторый кодекс...Вот здесь таланты Блада расцветают конечно...Когда читаешь описание проводимых им блестящих операций, его видение стратегических преимуществ в любой операции и то как ему удавалось оставаться лидером долгое время в пиратском сообществе...ну это вызывает восхищение. Талантливый человек реально...
история пирата, который больше не хочет им быть...(самая драматичная и интересная часть). Здесь этот талантливый человек начинает метаться. Какая то трансформация произошла в нем и его более не устраивает бытие пиратом, он ищет другое место в мире для себя...и к счастью находит. Надолго ли - другой вопрос)
И концовка меня очень радует, потому что анализируя историю той эпохи и размышляя на тему жестокости в мире (бесконечные войны племенные, национальные, какие угодно, насилие, борьба за место под солнцем, попирание всех прав людей (даже самого понимания общественных прав не было), женщины и дети в полном отстое и т.д.)...я рада, что Блад занял все таки в этом мире ну достойное место...По крайней мере, место, где его несомненные таланты как военного и морского стратега, руководителя, лидера, умного и стратегически мыслящего человека, дерзкого и решительного воина ...будут востребованы и послужат на пользу и мирному населению, защите тех, кем он будет управлять...Но и самое главное, что это будет соответствовать его личному кодексу чести что ли...
Что вызывает у меня большое удивление так это вот эти вещи:
1. чего его так зациклило то на этой Арабелле...прям ну невозможно как то))) из за своего чувства к ней он допускает катастрофические ошибки, рискует своей пиратской репутацией, пьянствует, бездействует, теряет вкус к жизни, опускается, ставит под угрозу и свою жизнь, и все свое лидерство в пиратском сообществе..и при этом отказывается пойти и взять эту девушку и успокоиться...Для меня какой то невозможный парадокс.
2. неужели он был настолько наивен, чтобы посчитать, что барон де Ривароль не будет злоупотреблять своим положением...что это будет ну прям уж честная французская служба? прям ужасно наивно Блад выглядит, а он вроде не младенец) И он говорит Риваролю: "Я пошел на службу к королю Франции, намереваясь честно выполнять свои обязательства. Честная служба, по-моему, несовместима с налетами и грабежами, и я не могу согласиться с напрасными потерями человеческих жизней и средств."
А что это правда? Или Сабатини приукрасил тут правду жизни? Разве Англия, Франция, Испания и прочие государства не совершали те же самые налеты и грабежи при необходимости....только под официальными лозунгами?
И поведение Блада тоже выглядит довольно странно. Допустим в начале он ...наивен, потом на совете Ривароля он все понимает и напрямую обвиняет барона в том, что тот пират. И далее он списывает всю ответственность на барона. Мол, я умываю руки и просто выполняю приказы, но ответственность за пиратство падет на вас. "Ответственность целиком ляжет на вас, генерал, и только на вас. Я хочу, чтобы господин де Кюсси передал мое мнение французскому правительству. " Снова себя обманывает?)) Но соглашение действует, он участвует в операции и блестяще себя показывает. Т.е. видимо Блад это делал, потому что не мог бездействовать раз уж ввязался...Он проводит победоносную операцию на море, предлагает прекрасный план захвата форта и сам со своими пиратами захватывает высоту Нуэстра сеньора де ля Попа, в это время Ривароль грабит город, а Блад оказывается не знает об этом. Его не приглашают на совет и в тексте есть фраза: "В другое время Блад не стерпел бы такого пренебрежения. Но сейчас, порвав с пиратством, он довольствовался тем, что свое презрение выражал насмешливой улыбкой. " Но как же он покончил с пиратством, если он выполняет приказы барона-пирата? Где логика?!))) Короче, Блад в очередной раз себя обманул. Он заключил нечестную сделку с Риваролем, которого не уважал и который действовал как пират и Блад все время меж двух огней...Он и вроде должен ему подчиняться, и в тоже время самовольничает....Он пытается добиться честности от человека, который на честность не способен. В общем, непрекращающийся конфликт. И кстати Ривароль дал слово честно рассчитаться. И нарушил его))))

Меня просто удивляет, что Блад оказался столь наивен...и потом искренне удивлялся, что как же так.
Может быть он все таки подозревал, что акции французов могут быть столь же пиратскими? И согласился, просто потому что ухватился за то, что мол это честное ремесло?
Вот то, что ему предлагается:
"— Я говорю официально, дорогой капитан. Я имею в виду не те неофициальные стычки и неофициальные грабительские действия, на которые мы здесь закрываем глаза. В Европе между Францией и Испанией идет война, настоящая война. Франция намерена перенести военные действия в Новый Свет. Для этой цели сюда идет из Бреста эскадра под командованием барона де Ривароля. У меня есть письмо от него, в котором он поручает оснастить вспомогательную эскадру и выставить отряд, не меньше чем в тысячу человек, для усиления его эскадры. Мое предложение, с которым я прибыл к вам по рекомендации нашего доброго друга д'Ожерона, сводится к тому, что вы, вместе с вашими людьми и кораблями, поступите к нам на французскую службу под командованием барона де Ривароля.
Блад взглянул на него уже с некоторым интересом — правда, еще очень слабым.
— Вы предлагаете нам пойти на французскую службу? — спросил он. — На каких условиях?
— В качестве капитана первого ранга для вас и с соответствующими рангами для ваших офицеров. Вы будете получать жалованье, положенное этому рангу, и будете иметь право, вместе с вашими людьми, на одну десятую долю всех захваченных трофеев.
— Мои люди вряд ли сочтут ваше предложение заманчивым. Они скажут, что могут сами отплыть отсюда завтра или послезавтра, разгромить какой-нибудь испанский город и оставить себе всю добычу.
— Да, но не забудьте о риске, связанном с такими пиратскими действиями. С нами же ваше положение будет вполне законным. У барона де Ривароля сильная эскадра, и вместе с ним вы сможете предпринимать операции в значительно более широком масштабе, чем те, какие осуществите сами. При совместных действиях одна десятая часть трофеев, пожалуй, будет побольше, чем вся стоимость трофеев, которые вы захватите одни.
Капитан Блад задумался. То, что ему предлагали, уже не было пиратством. Речь шла о законной службе под знаменем короля Франции."
Ничего себе не пиратство....Та же самая агрессия....только под официальным флагом. Блад сам себя обманул получается. И видимо он понимал, что нельзя так больше игнорировать команду, надо ее чем то занять. Но сам интереса не испытывал. Уступил давлению людей. Но обманул сам себя. И в общем он это понял потом:
"Капитан Блад внезапно рассмеялся. Но в его смехе было больше гнева, чем презрения. Его расчеты покончить с пиратством не оправдались. Выходило так, что он обманывал себя. Только уверенность, что на французской службе его не заставят делать что-либо позорное, вынудила его согласиться пойти под знамена Франции. И вот теперь этот напыщенный, гордый, заносчивый генерал французской армии предлагает самый настоящий грабительский рейд. Под предлогом законных военных действий генерал хотел совершить обыкновенный пиратский налет".
И все же мне странно, что он не понял это сразу. Видимо употребление рома месяцами все таки замусорило слегка его выдающийся мозг). Иначе эту наивность мне никак не объяснить.

Вообще, меня в эпизоде с запоем и периодом после возвращения на Тортугу удивляют (продолжают удивлять) такие вещи.
3. Почему вообще Блад отказался и дальше заниматься пиратством, вот прям наотрез? Просто парадокс для меня. Я когда начинаю думать об этом (представляя себе в какой ситуации он оказался в результате событий у Порт Рояла и после своего решения на Тортуге) у меня ум останавливается реально)))) как в черному тупике.
Ну окей занятие пиратством был вынужденный шаг, общество, так несправедливо обошедшееся с Бладом и другими, поставило его на край и по сути вынудило стать пиратом...Потом мисс Бишоп с ее вором и пиратом предположим раскрыла ему глаза, что пиратство это грязное ремесло...и по этой же причине мисс Бишоп отвергла любовь Питера и предпочла ему милорда (как он думал)...ну как бы так получается. Но ведь он ее уже потерял (как он думал), но ее мнение продолжает оставаться значимым для него. Просто какой то парадокс.
И вот еще в тексте: "Иногда Блад задавал себе вопрос, зачем он вернулся на остров Тортуга. Непрестанно думая об Арабелле, назвавшей его вором и пиратом, он поклялся себе, что корсарством больше заниматься не будет" - мне прям голову сносит этот тупик. Вот Блада зациклило. Причем Арабелла потеряна для него, он ее с милордом "обручил" сам, почему же он так мается? Не понимаю все таки...Неужели он ТАК СИЛЬНО желал эту женщину? До такого сумасшествия? Но при этом не согласился на план Волверстона, т.е. идея пойти и просто взять ее, завоевать...тоже нет.
Хотя конечно я склонна видеть, что пиратство противоречило внутреннему принципу самого Блада (а не просто хорошему мнению о нем Арабеллы Бишоп)...он до поры до времени закрывал глаза на это, а потом проснулся...и самостоятельно поставил себя в тупик. И был выбор как бы: или я продолжаю пиратствовать и предаю себя (духовная болезнь и смерть возможно была бы последствием), или я следую своему принципу, хотя и иду таким образом против всех своих людей
А пьянство и шатание в дурных компаниях было скорее побочным продуктом тупика...отсутствия мира внутри Блада (+боль потери мисс Бишоп)...закупорка его мощной энергии в этом моральном тупике.
Хотя в тексте прямо называется настоящая причина болезни Блада был не ром (ром - побочный продукт), а другая язва.
Но как потом будет описано во встрече с Риваролем...презрение барона побудило уснувшее было чувство собственного достоинства Блада проснуться. Но что побудило это чувство собственного достоинства заснуть в нем? Неужели отказ мисс Бишоп? Еще ранее в разговоре с Волверстоном есть такой момент: "А если они узнают, что ты действительно согласился принять королевский патент и решил пойти по пути Моргана, то...
— Они устроят мне преисподнюю, — сказал капитан, — и это как раз то, чего я стою!
— Ну, я вижу, ты совсем раскис, — проворчал Волверстон. — Завтра мы поговорим опять".

Блад считает что он стоит того, чтобы ему ад устроить? Он так низко пал в своих глазах? Почему? Может быть все вместе? Слова мисс Бишоп, ее презрение, ошибка его когда он подошел к Ямайке слишком близко, то что ему пришлось взять патент, то что он как привязанный волчок 2 недели болтался на Ямайке, а она предпочла другого, то что она для него потеряна....видимо все эти события заставили чувство собственного достоинства Блада уснуть) Духовная болезнь своего рода.

4. Какой потрясающей силой воли нужно обладать, чтобы вот так решить (причем абсолютно в одиночку) и следовать своему решению долгие месяцы...несмотря на то, что его решение по сути противопоставило Блада всей его команде, всем его людям (число которых исчислялось сотнями "четыре корабля его эскадры с семьюстами пиратами" (25 глава ОКБ)....Это реально поступок очень смелого, дерзкого человека.
В тексте "Одиссея капитана Блада" довольно четко обозначены причины отказа Питера Блада от ведения пиратской деятельности после возвращения его на "Арабелле" на Тортугу. Он не желает участвовать ни в каких операциях, где он продолжал бы считаться вором и пиратом.
5. Почему поступок Блада с принятием патента был ренегатством (т.е. когда Блад вернулся на Тортугу он ничего не рассказал о событиях у Ямайки, опасаясь что его обвинят в ренегатстве)...но почему? Он что правда предал команду? Ведь приняв патент он спас всех. И в общем Волверстон состряпав по быстрому альтернативку))) и скормив ее слушателям так и выставил Блада - как спасителя всех.
Но на самом деле Блад их предал разве?
Да, Питер круто косячнул, решив высадить мисс Бишоп и милорда у Ямайки и подойдя слишком близко. Реально это было опасно, учитывая что Арабелла не могла развить ход и что она была одна. Слишком рискованно и чего ради? Мог бы отвезти их в другое безопасное место. Это была его самая главная ошибка, по сути. Но во время бунта, разве он предал команду? Он отказался взять патент, как и сказал потом Волверстон. Команда подняла бунт, когда эскадра Бишопа их прижала "в угол" и потребовала взять в заложницы племянницу Бишопа. Но это же тоже могло не быть действенным средством (Волверстон же не просто так поддержал Блада, он тоже понимал, что это не самое лучше решение)...И тогда Питер взял патент...поступил на службу и тем самым спас всех. И дал возможность через пару недель Волверстоуну и Дайку и бОльшей части команды уйти спокойненько на Тортугу. А потом Блад блестяще провернул операцию по захвату губернатора и в общем смог вырваться из Порт Рояла на "Арабелле". Так почему он ренегат? Видимо, Питер полагал, что Волверстон растреплет всем про то, что команду Блад поставил под угрозу из за мисс Бишоп (близко подошел к Ямайке) и патент принял из за мисс Бишоп...и болтался в Порт Рояле как дурак из за мисс Бишоп (а не хотел сбежать в первую же ночь, как живописал Волверстон). А потом Волверстон в первом разговоре с капитаном Бладом говорит: "...не вздумай опровергать мои слова...А если они узнают, что ты действительно согласился принять королевский патент и решил пойти по пути Моргана, то...". Интересно, то что)) Блад отвечает: "Они устроят мне преисподнюю и это как раз то, чего я стою" Но тогда получается, что тогда на Арабелле приняв патент Блад реально собирался служить во флоте? И получается, что если бы мисс Бишоп была к нему благосклонна, то он бы не сбежал из Порт Ройаля?)) Ну тогда да, выглядит поступок Блада как то, что он "пошел по пути Моргана" из за женщины)

@темы: питер блад, Книги, Вопросы

Комментарии
2015-03-31 в 19:48 

*Ando*
Умрун Засохший
Ничего себе не пиратство....Та же самая агрессия....только под официальным флагом. Блад сам себя обманул получается.
Если рассматривать с такой точки зрения, то действия некоторых государств и сейчас - та же самая агрессия.
А вообще, Блад почему вдруг Блад не мог быть по уши влюблен в Арабеллу? Все люди разные, у некоторых любовь тихая и спокойная, другие вполне себе могут и голову потерять. Образ персонажа только выигрывает от некоторой противоречивости. А искать железную логику в действиях влюбленного человека бесполезно.
Вообще, само произведение, конечно, сильно романтизировано, тут не поспоришь)

2015-03-31 в 20:15 

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
*Ando*, любое государство это агрессивная организация по определению) ведь в ее обязанности вменяется охранять границы и при случае нападать...так что да, конечно...все они там одним миром были мазаны. Так что речь шла лишь о степени агрессии и о наверное личных принципах Блада)
Ну он не просто влюблен, он помешан на ней. Для такого человека как Блад это реально выглядит помешательством. Зациклило что называется...

2015-03-31 в 20:29 

*Ando*
Умрун Засохший
Так что речь шла лишь о степени агрессии и о наверное личных принципах Блада)
Ну тут все-таки степень агрессии определяется чистоплотностью людей. Блад вряд ли бы так уж наивен, другое дело, я думаю, что далеко не обязательно все должны быть такими же, как Ривароль. Хотя от жирного куска колоний было грех не оттяпать...
Для такого человека как Блад это реально выглядит помешательством.
Блад и без Арабеллы выглядит достаточно сентиментальным. Кроме того, меня смущает факт его двухгодичного пребывания в испанской тюрьме. Срок немаленький, да и о "доброте" испанцев Питер упоминает неоднократно. Прямой взаимосвязи может и не быть, но, я думаю, такие вещи нехило ломают психику даже волевых людей.

2015-03-31 в 20:35 

natoth
Три в одном
Giansar, ну так его и зациклило. Помнится, мы даже пытались понять, почему таких людей иногда клинит на подобных... ну не мелочах, но пустяках.
Это имеет связь с пристрастием к пагубным привычкам... Блад - личность очень сильная, волевая, энергичная... он стены прошибет и прогнет мир под себя, если захочет, но... у таких людей есть слабые места... ну, своего рода привычки, через которые они сбрасывают свой стресс и прочее напряжение. Алкоголь, азартные игры, курение, наркотики, в конце концов, адреналиновая зависимость... всегда есть какой-то пункт (вплоть до кусания ногтей). Ну вот переклинило его на Арабелле и все тут. А когда она попалась ему на жизненном пути снова и назвала его вором и пиратом, то еще больше переклинило.
Будем считать, что это плата за его удачливость в других делах :)

Про Ривароля...
Извините, разбой он всегда разбой, но служба у короля тем и привлекательна, что этот разбой называют войной и тебе гарантируют не только плату за него, но и не-преследование законом.
К тому же, в армии, кстати, что бы там ни говорили, действительно был запрещен грабеж насилие и прочие экзекуции над мирным населением. Блад (воевавший в Европе), естественно решил, что и в Вест-Индии эти военные законы будут соблюдаться. Но тут его ждало разочарование.

И собственно, вспомните, он сразу был против Картахены. Почему? Потому что это разовая операция, очень затратная по ресурсам, не факт, что будет удачная, и толку от нее чуть: город нельзя удержать, нельзя захватить совсем. Только напасть и ограбить. Действительно, пиратский рейд.

Сам же Блад предлагал напасть на Эспаньолу, и как военный он был прав.
Его разочарование началось еще до того, как они отправились в этот поход. Как только цель была выбрана.

Но так как он все делает обстоятельно, конечно, город он захватил. Взялся за гуж, как говорится...

2015-03-31 в 20:47 

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
*Ando*, о боже ....боюсь даже предположить, что с ним в тюрьме могло быть) Хотя все же вряд ли что то скверное - Блад совсем не выглядит человеком со сломанной психикой. Он непомерно дерзок, уверен в себе и часто просто безрассуден и не боится вызовов в жизни. Он их все время сам бросает и принимает. Так что наверняка все было не без жестокости, но обошлось без сломов.

2015-03-31 в 20:54 

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
natoth, Помнится, мы даже пытались понять, почему таких людей иногда клинит на подобных... ну не мелочах, но пустяках.
****
:)))))) Эмм....пустяк это Арабелла?))) Или ее слова?)

Ну вот переклинило его на Арабелле и все тут. А когда она попалась ему на жизненном пути снова и назвала его вором и пиратом, то еще больше переклинило.
***
Да) будем считать, что Сабатини изобразил своего героя вот таким...почти идеальным, но с некоторой сумасшедшинкой) вернее Ахилесовой пятой) у героя. Наверное так надо) иначе он вообще был бы не прошибаем.

Может все таки Сабатини приукрасил уродство Ривароля...ну для сгущения красок. Больно уж карикатурная фигура вышла из французкого барона: и пиратствует почти не прикрываясь, и слово не держит, и глуповат (недооценивает опасность) и жаден до да...глупости (зачем ему еще и Порт Рояль сдался, когда у него на борту испанские ценности)....

Короче, видимо Блад подозревал что злоупотребления властью будут, но они вышли за все границы воображаемого ...

2015-03-31 в 21:21 

natoth
Три в одном
Насчет оценки Ривароля... не забываете что мы видим его глазами Блада и Питта (как автора судового журнала). естественно их мнение предвзятое и одностороннее. Поэтому некоторые их враги и выглядят злобными дураками. Скорее это даже мнение Питта... мне кажется он вообще мыслил черно-белыми категориями, как протестант. Плохой плох во всем, хороший -всегда прав. ;)

2015-03-31 в 21:22 

natoth
Три в одном
пустяк это Арабелла?))) Или ее слова?)
ее слова конечно ;)

2015-03-31 в 21:34 

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
natoth, ага)) а его герой - Питер Блад - всегда герой)

видимо не пустяк это был для Питера) эти слова как клеймо жгло и жгло его)

2015-04-01 в 10:08 

Nunziata
да да и Арабелла на конец романа про Картахену еще не знает.
А вот как вы думаете, с Волверстоном они еще встретились ?

2015-04-01 в 14:10 

Nunziata
а, еще хотела спросить про эскадру Бишопа - что она делала возле Тортуги? есть мнения?

2015-04-01 в 14:35 

natoth
Три в одном
Караулила корабли Блада, имхо.

2015-04-01 в 14:44 

Nunziata
natoth, ну да, понятно, но вот так дрейфовали в море и никто им фе не сказал? ощущение, что они долго там проторчали и война уже началась кстати. Но на Тортугу так и не напали. интересно им наверное попадались другие пиратские корабли, они не пытались за ними тоже гоняться?

2015-04-01 в 16:27 

natoth
Три в одном
Nunziata, я думаю пытались. Все-таки приз это приз. Возможно, кстати они и напали на Тортугу (просто нам об этом неизвестно). Но выгоднее нанести визит на Эспаньолу, в какой-нить французский город...

2015-04-01 в 16:42 

Nunziata
natoth, да, тут много пространства для фантазии. Они как раз гдето в январе отчалили даже в начале

2015-04-01 в 18:14 

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
Nunziata, мне видится они ДОЛЖНЫ с Волвиком рано или поздно пересечься...Это практически неизбежно.
Эскадра Бишопа охотилась за Бладом...

2015-04-01 в 18:15 

Nunziata
да, в каком только качестве... как отловит его губернатор Блад...

2015-04-01 в 18:28 

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
Nunziata, ну мог и не отловить, не особо стремиться...Или Волвик мог сам предложить губернатору переговоры...и они могли бы договориться о разделении сфер влияния)

   

Rafael Sabatini

главная